Наталия Гурова

                                                                            В  ЗАЩИТУ  МОЛЧАЛИНА

                                                                                         (продолжение)



           В письме к Катенину Грибоедов писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих других собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика…» Но почему-то, когда ставят Грибоедова на сцене, или пишут критические статьи, все персонажи, кроме Чацкого,  получаются именно карикатурными.

В пьесе нет карикатуры, там хороший стёб, ирония. Грибоедов принадлежит к высшему свету, он сделал блестящую карьеру, благодаря своему образованию. В пьесе он иронизирует, злословит по поводу представителей высшего света, потому что в свете так принято.  Он является представителем высшего света, и имеет на это право. А Чацкий – нет.

Пьеса, как и предсказал Гончаров, пережила  много эпох и все не утратила своей жизненности именно потому, что черты портретов, нарисованные Грибоедовым, свойственны многим лицам, «а иные всему роду человеческому». А человеческая натура не меняется со временем. Грибоедов показывает Москву, еще не испорченную «квартирным вопросом», но все-таки, Москву, которая не сильно изменилась и до сих пор. В его героях легко можно узнать наших современников.

            Вот Скалозуб. Военный, полковник, почти генерал. Прошел войну 1812 года. Человек, достойный всяческого уважения. Почему-то его представляют глупейшим созданием. Да, Грибоедов слегка подтрунивает над ним, но делает это с добрым чувством. В те времена, видимо, как и теперь, принято было рассказывать истории о глупости и прямолинейности военных. Вспомним анекдоты про современную армию: «Копать от этого столба и до обеда».

Да, военные недостаточно обучались грамматике. Чтобы сделать карьеру военного, необходимы другие науки. Главное – умение выполнять, а не обсуждать приказы. Думать военным не положено. А войну 1812 года кто выиграл? Скалозуб, кстати, служит с 1809 года. И при всем ироническом отношении к армии, мы не можем не уважать военных, как мужественных, честных, порядочных людей. А подтрунивание над армией, возможно, и началось с Грибоедова. Затем продолжилось у Толстого (в романе «Война и мир» рассказывают анекдоты о военных). Продолжают рассказывать анекдоты и теперь.

            Когда Фамусов пытается найти общих родственников и спрашивает: «Как вам доводится Настасья Николавна?» Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею не служили» - это же он так пошутил. Юмор у него такой, военный. Он не глупость свою показал, а характер. Ведь не зря же у него говорящая фамилия. Зубоскал, по Далю, «тот, кто насмехается, подымает на смех, грубый пересмешник».

            Скалозуб скромен. Он говорит о своих наградах и подвигах  нехотя, только когда его спрашивает Фамусов. И когда Фамусов его хвалит за успешную карьеру, он как бы оправдывается, так же прямолинейно, по-солдатски, и даже с грубоватым военным юмором:

            «Довольно счастлив я в товарищах моих,

            Вакансии как раз открыты;

            То старших выключат иных,

            Другие, смотришь, перебиты.» - Да, грубовато, конечно. Но что поделаешь – военный.

Он влюблен в Софью, но не знает, как себя вести. Ведь в армии женщин нет. С Софьей они, как и с Настасьей Николаевной,  «не служили». Когда Фамусов намекает ему, что пора бы «речь завести о генеральше», тот сразу все понимает и оживляется: «Жениться? Я ничуть не прочь!» - конечно, имея в виду Софью. Но в гости ходит все-таки к Фамусову, а не к Софье. Стесняется.

Фамусов - тоже не карикатура, Да, Грибоедов и по его поводу иронизирует. Но к нему тоже относится по-доброму. Добрейший Павел Афанасьевич!

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем», - это он о себе. Только что приставал к Лизе, баловник. Про докторшу, вдову, все отмечают, что он рассчитывает, когда же та должна родить. Значит, имеет отношение к этому. Ну и что! Взрослый мужчина, вдовец. После смерти жены не женился – все силы посвятил воспитанию дочери. Конечно, она должна считать его поведение «монашеским». Но, конечно, служба отнимает много времени, поэтому воспитанием Софьи занимается от случая к случаю. Нанял мадам Розье, но она позволила себя сманить «за лишних в год пятьсот рублей». Были, видно, ещё учителя, что возмущает Фамусова:

«Бepeм же побродяг,  и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

   И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

   Как будто в жены их готовим скоморохам».

С Лизой Фамусов всего лишь заигрывает. Хотя мог бы воспользоваться своим положением хозяина, но нет, Лиза мечтает о Петруше. У Фамусова простая, житейская философия, свойственная пожившим, умудренным опытом циникам. Он ничего из себя не изображает, подтрунивает над своей необразованностью:

«И в чтеньи прок-от не велик:

   Ей сна нет от французских книг,

   А мне от русских больно спится.»

«Ну вот! Великая беда,

Что выпьет лишнее мужчина!

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем всегда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений», -  не случайно подобные высказывания вложил Грибоедов в уста Фамусова. Многие из его высказываний стали пословицами.  Да, он, как и Чацкий, мало учился, но ценит образованность в других, потому и держит при себе Молчалина, и ценит его. Карьеру сделал, скорее всего, благодаря связям, в том числе, родственным. А Молчалин таких связей не имеет, поэтому вынужден надеяться лишь на себя, на свою образованность, и на почтительное отношение к тем, от кого он зависит.

            Бал у Фамусовых – настоящая портретная галерея.

Вот Наталья Дмитриевна – молоденькая девушка, только что вышедшая замуж. Очень гордится своим новым положением жены. Как трогательно заботится она о своем Платоне Михайловиче! Тот делает вид, что заботы эти его достали, а на самом деле очень доволен. Он же ровесник Чацкого, вместе служили, но теперь он женатый человек, в его глазах это придает ему вес, поэтому он рисуется перед Чацким, разговаривая свысока своего опыта:   

 «Брат, женишься, тогда меня вспомянь!

От скуки будешь ты свистеть одно и то же».

            А вот княжны Тугоуховские. Целых шесть штук! Как щебечут с Натальей Дмитриевной. Они ведь подружки, просто Наталья Дмитриевна уже замужем, это придаёт ей вес в глазах  подружек, но ей так хочется пообщаться с ровесницами, обсуждая фасоны платьев! «Какой фасон прекрасный! Какие складочки! Тюрлюрлю атласный! Эшарп! ах, как мил! Ах, прелесть!» – щебечут княжны с Натальей Дмитриевной.

А княгиня, заметив молодого человека, отправляет князя пригласить его в гости. Но узнает, что он небогат и громко кричит: «Князь! Назад!» По этому эпизоду мы вновь можем судить о положении Чацкого -  даже мать шести дочерей не считает его достойной партией для них! Даже, как кавалер для танцев Чацкий не годится, так бедственно его положение. Молчалин же в их кругу свой. А как же!

«Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там Моську вовремя погладит!

         Тут в пору карточку вотрет!» - зло и завистливо иронизирует Чацкий. Это же он разозлил богатую родственницу Фамусова, старушку Хлёстову. А Молчалин сумел ее успокоить,  похвалив ее собачку, составив ей партию в карты. С одной стороны, наверно, Молчалин не просто так дружит с Хлёстовой – ох, не забудет она его в своем завещании! А с другой стороны,  что же здесь плохого – уважать старших, проявлять к ним терпимость. По словам Чацкого,

«Старушки все – народ сердитый;

Не худо, чтоб при них услужник знаменитый

                   Тут был, как громовой отвод». – Кто же этот «услужник»? Уж конечно, не Чацкий! Эту роль берет на себя Молчалин. Но почему Чацкий считает, что к пожилым людям нельзя проявлять искреннего интереса? У них богатый жизненный опыт, они могут научить чему-то, что-то посоветовать. Именно Чацкому это и не помешало бы. Но ему остается только наблюдать, как ловко это получается у Молчалина.

            Не будем забывать, что Грибоедов представляет в своей пьесе высший свет – князья с княгинями, графы с графинями. В высшем свете принято иронизировать, посмеиваться друг над другом, злословить, но все это не всерьез. Как говорит Платон Михайлович: «Ох, нет, братец! У нас ругают везде, а всюду принимают».  Чацкий же слишком серьезно высмеивает других. В этом его ошибка. Ни к чему так горячиться. Поэтому все поверили, когда Софья распустила слух о его сумасшествии. 

 

А в заключение пьесы – полный «happy end»,  для всех. Просто все пока этого не понимают. Только Молчалин понимает. Посудите сами. Молчалин вышел сухим из воды. Ловко подставил Чацкого. Зато у него теперь есть повод больше не встречаться с Софьей. Он-то не пропадет. Он в состоянии сам оплачивать жилье. Но возможно, его ещё кто-нибудь приютит. Например, графиня Хлёстова. Не зря же её привечают в доме Фамусова – знать, надеются на большое наследство. А она старушка вздорная. Возьмет и оставит все Молчалину. Со стариками непросто общаться, Молчалин это умеет.

 Создается впечатление, что умный Молчалин разыграл эту сцену ухаживания за Лизой в расчете на то, что Софья застанет их, как и Софья устраивала свидания с Молчалиным в расчете на то, что их застанет папенька.  Он признается Лизе;

«… Да что? Открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато.

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его…»

 

            Он и правда, присмотрел себе кого-то побогаче и познатней. Например, княжны Тугоуховские, их шестеро, и все замуж хотят. Да, скорее всего, он женится на богатстве и на знатности, принеся в жертву личное счастье. Но что делать, он поставил перед собой слишком высокие цели. Хотя бывают особы знатные, богатые, молодые, красивые и романтичные. Молчалину по силам такую барышню очаровать. Лизе он рассказывает и о своих жизненных принципах. Но они отличаются от тех, про которые он говорил Чацкому. То есть, Лизе, он, как и Чацкому, даёт советы, как себя вести:

                        «Мне завещал отец:

                        Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

                        Хозяину, где доведется жить,

                        Начальнику, с кем буду я служить,

                        Слуге его, который чистит платья,

                        Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

                        Собаке дворника, чтоб ласкова была.»

            Для Лизы – это как раз то, что нужно. Он учит Лизу, по каким принципам нужно жить прислуге. Принято считать, что эти слова говорят о подлости Молчалина. Но почему? Что же здесь плохого – хорошо относиться ко всем людям. «Угождать,  по Далю, - сделать так, как другому любо, угодно, приятно или нужно». Молодец Молчалин. Какой ещё вывод напрашивается из этих слов? Отец Молчалина занимался его воспитанием, и это принесло свои плоды. Да, детей надо воспитывать. Вот воспитанием Чацкого никто не занимался, и что получилось?

 И тысячу раз не прав Белинский, написавший: «Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, — скажите: вот Молчалин!». Что же подлого сделал Молчалин? Никого не убил, никого не ограбил, даже не обидел. Всем старается угодить. Да, он таким образом  просто делает карьеру. Кто-то может подсказать другой способ добиться чего-то в жизни, не имея ни родственных связей, ни богатства?  Пусть поделится опытом.

 Молчалина часто представляют похожим на  Загорецкого. Но Молчалин другой. Грибоедов не стал бы писать о двух одинаковых персонажах. Добившись ещё более высокого положения в обществе, Молчалин не будет угождать всем. Он будет всех учить, давать советы, покровительствовать.

            С Софьей он поступает жестоко, но это для ее же пользы. Конечно, когда Софья увидела «измену» любимого, он разыграл сцену раскаяния, бросился на колени, чтобы Софья могла сказать себе, что это она его прогнала, чтобы ей было не так больно, не так обидно. Молчалин понимает, что обиженная женщина – это страшно.  Когда Софья выговорилась, Молчалин встает с колен, Софья в гневе говорит, что он должен покинуть их дом. Молчалин равнодушно отвечает: «Как Вы прикажете» - и благоразумно удаляется к себе при появлении Чацкого. Хотя удаление Молчалина из дома – крах для Фамусова. Ведь тот ведёт все его дела.

Для Софьи такая развязка – тоже «happy end», потому что она все узнала про Молчалина. Пусть он для нее подлец, ей так лучше, для нее могло все закончиться гораздо плачевней, будь Молчалин на самом деле подлецом. А так она выйдет замуж с горя за Скалозуба, родит ему детей, будет продолжать влюбляться, как предрек ей умница Молчалин: «Любила Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его…»

            Фамусову этот «happy end» поможет выдать дочь замуж за почти генерала. А как счастлив будет Скалозуб!

            У Чацкого все плохо? Так у него и не может быть хорошо. У него всегда все плохо. Вернее, он всегда всем недоволен. Но и для него положительные моменты имеются. Во-первых, возможность заклеймить всех еще раз (он же так любит клеймить!)– больше всех достается Софье, поделом. Во-вторых, уедет из Москвы, у него есть небольшое имение (то ли триста, то ли четыреста душ, о чем спорят Фамусов и Хлёстова), там найдет чудесную барышню, готовую слушать его, когда он станет так же всех обличать. Женится, остепенится, если поумнеет. То, что Софья ему не досталась – это тоже хорошо. Софья - тот еще подарок. Вздорная, капризная, привыкла добиваться всего, чего пожелает. Чацкому с ней не справиться.

Окончание на 

http://vbasyrovdola.ucoz.ru/index/natalja_gurova_v_zashhitu_molchalina_okonchanie/0-194