Наталия Гурова 
(г.Саров Нижегородской обл., Россия)

   

В защиту Молчалина

 

                         «Что вы смеетесь, господа?

                                                           Писцу насмешка не беда.

                                                           Он знает многое смешное за собою,

                                                           Да уж давно махнул рукою.

                                                           Махнул пером — отдал сыграть,

                                                           А вы, пожалуй, рассуждайте.

                                                           Махнул пером — отдал в печать,

                                                           А вы читайте».

                                                                                     А. С. Грибоедов «Лубочный театр»

 

Говорят, что однажды Грибоедов,  присутствуя на прочтении его пьесы «Горе от ума», очень расстроился, и сказал, что его пьесу совершенно не поняли. Прошло много лет, но пьеса так и осталась непонятой.

            Существует много штампов на тему «Горя от ума». Что это гениальная пьеса, что ее растащили на цитаты и на пословицы, что Грибоедов написал всего одну пьесу и прославился, как писатель в веках. Да, пьеса гениальная, да, мы употребляем цитаты из неё, однако есть у Грибоедова и другие пьесы, а также – очерки, стихи, переводы…

            Говорят, что человек талантливый талантлив во всем. Это как раз про Грибоедова. Талантливый дипломат, талантливый музыкант и композитор, талантливый писатель. Он не позволял себе делать что бы то ни было плохо.

            В 1803 году, восьми лет отроду, Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим словесное отделение философского факультета Московского университета  в 15 лет. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, потом на физико-математический факультет.

            Может быть, он стал бы великим ученым, но началась война. Грибоедов вступает в гусарский полк. Служит 4 года, приобретая бесценный опыт военной службы. Затем оставляет службу военную и поступает в Министерство иностранных дел в Петербурге. 

            Над пьесой «Горе от ума» он  работал почти всю сознательную жизнь. Начал ее в 1816 году, будучи еще совсем молодым человеком, двадцати одного года. Закончил  в 1824 году, а окончательный вариант пьесы он передал Булгарину перед отъездом в Тегеран, в 1828 году, незадолго до смерти.

Получается, он отдал созданию этого произведению 12 лет. В случае с Грибоедовым, 12 лет — это больше, чем треть жизни. Он погиб, когда ему только что исполнилось 34 года. Возраст, когда человек меняется, взрослеет, приобретает жизненный опыт, совпал со временем написания пьесы.

 За это время произошёл ряд исторических событий, среди которых смерть Александра I, отречение от престола Константина, восстание декабристов, коронация Николая I. Россия вступила в эпоху перемен. Действие пьесы происходит до восстания декабристов, но веяние перемен в пьесе присутствует.

Если бы Грибоедов остался жив, он, возможно, продолжил бы работу над комедией или написал бы её продолжение…

 

            Но вот что обидно. Грибоедов создал пьесу необыкновенную, которая должна вызвать рой мыслей,  заставить задуматься, провести аналогии с современностью. Однако же, относительно пьесы «Горе от ума» всем все давно понятно, давно расставлены все «плюсы» и «минусы». Чацкий — бо-ольшой «плюс». Как умен! А как смел! Дерзок! Пророк! Декабрист! А все остальные — «минусы». Но так ли это?! Ведь каждое произведение интересно своей загадкой, которую необходимо разгадывать. А нас лишили возможности, лишили удовольствия, разгадывать эту великолепную пьесу, находить в ней что-то своё, личное.        

В человеке не может быть все только положительным или только отрицательным. Это понимал Грибоедов. Однако эта банальнейшая мысль как-то ускользает от всех критиков, что-либо писавших об этом произведении. Герои Грибоедова намного глубже, тоньше, чем пишут о них литературоведы, сложнее, чем видят их режиссёры. Да, он критикует Московское общество, но и Чацкого он не жалует.

Непонятно, почему именно Чацкого на сцене и в критических статьях сделали таким положительным. Наверное, из-за статьи господина Гончарова, который обладал, несомненно, силой убеждения. Да такой, что мы 150 лет уже с ним соглашаемся. Трудно не согласиться с такой мыслью: «Комедия  "Горе  от ума"  держится  каким-то  особняком  в литературе  и отличается моложавостью,  свежестью  и  более  крепкой  живучестью от других произведений слова.  Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и  валятся, а  он  ходит, бодрый  и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед».

Гончаров, безусловно, прав, когда пишет: «"Горе  от ума" появилось раньше  Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский  период, прожило эти  полвека  со  времени своего появления  и все живет своею нетленною жизнью, переживет  и еще много эпох и все не утратит своей жизненности» — в самую точку!

«Отчего же это, и что такое вообще это "Горе от ума"? – продолжает размышления знаменитый писатель и критик Иван Александрович Гончаров. -   Критика не  трогала  комедию  с однажды занятого  ею  места, как  будто затрудняясь, куда ее поместить…

Печатная критика  всегда относилась с  большею  или меньшею  строгостью только к  сценическому  исполнению  пьесы, мало касаясь  самой  комедии  или высказываясь в отрывочных, неполных и разноречивых отзывах. Решено раз всеми навсегда, что комедия образцовое произведение, — и на том все помирились».

Все так и есть. Но кое о чем все-таки хотелось бы поспорить с Иваном Александровичем. Всё-таки, в его восприятии комедии сыграл роль субъективный фактор. Возможно, он нашел черты, близкие себе по духу в Чацком. И сделал из него положительного героя. 

            Но кто такой Чацкий? Давайте разберемся.  Да никто. Ноль без палочки. За свою жизнь он не сделал ничего полезного ни для близких людей, ни для страны. У него невероятно завышенная самооценка, и он страдает оттого, что окружающие не видят, какой он хороший, умный, необыкновенно талантливый. 

          Его отец дружил с Фамусовым. Поэтому Фамусов взял на себя заботы о воспитании сына своего друга, когда того не стало. Но Чацкому не понравилось жить в доме благодетеля, и он съехал от них. Об этом говорит Софья, дочь Фамусова:

   «Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:

   Привычка вместе быть день каждый неразлучно

   Связала детскою нас дружбой; но потом

   Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

            И редко посещал наш дом».

То есть Чацкому, по словам Софьи, стало скучно. Он решил жить самостоятельно. И даже посещал их дом редко, потому что в доме Фамусовых строгие правила,  детей пытаются воспитывать строго. Чацкий решает жить по своим правилам, поэтому его воспитанием никто особенно не занимался. И это заметно.  Фамусов ведь очень добрый человек, относился к Чацкому, как к сироте, вот и избаловал его. Он и Софью избаловал, ведь она творит непозволительные вещи. Фамусов напускает на себя строгий вид, шумит, отчитывает всех, но никто его не боится.

Затем Чацкий уехал на три года. Видимо, промотал отцовское состояние, вернулся поправить дела. А как он их может поправить? Служить он не может – у него скверный характер. Ему нужна сразу высокая должность. Он хочет руководить и всем указывать, как не надо делать. Как надо, он не знает, т.к., еще молод, жизненного опыта не имеет.

           Единственный выход поправить дела – жениться. Он вспомнил про Софью, что когда-то была в него влюблена. Для Чацкого Софья – неплохая партия. Поэтому, приехав в Москву, он –  прямиком к Софье. Но вот незадача. Он замечает, что Софья к нему охладела. Не беда! С его манерами, его умом, его неотразимостью, он быстро сумеет завоевать её сердце. Всё-таки, у него слишком завышена самооценка.

Кто же соперник? Чацкий пытается это выяснить. Но не видит соперников, достойных себя. Едва встретившись с Софьей, он начинает говорить гадости обо всех вокруг, надеясь на что? На то, что Софья, восхитившись его умом и веселостью, сразу в него влюбится?  Может быть, когда-то Софью все это и забавляло, но она повзрослела, поумнела, а Чацкий – нет.

Кто сказал, что Чацкий в Софью влюблен?  Он сам? Так он много чего наговорил. Но только верить ему не стоит. Влюбленные так себя не ведут. Это понимает даже Софья. Продолжая рассказ о Чацком, она говорит:

«Потом опять прикинулся влюбленным,

            Взыскательным и огорченным!!.

            Остер, умен, красноречив,

            В друзьях особенно счастлив,

            Вот об себе задумал он высоко...

            Охота странствовать напала на него,

            Ах! если любит кто кого,

            Зачем ума искать и ездить так далеко?» - т.е., у них случился роман, но мудрая Софья считает, что он только прикинулся влюбленным. И она, видимо, права. Ему надоело быть влюбленным, напала «охота странствовать».

 И здесь, из уст Софьи впервые звучит слово «ум» применительно к Чацкому. Оказывается, он поехал «ума искать». Нашел ли? – Нет. Каким уехал, таким и вернулся. Слова его – пустой звон, а сам Чацкий – пустозвон. Говорит и говорит, говорит и говорит… Ему не важно, слушают ли его, понимают ли. Ему лишь бы поговорить. Для чего? Видимо, он хочет, чтобы его считали умным. Всё-таки, для него имеет значение мнение общества. Фамусов при первой же встрече в своём доме с Чацким, просит его: «Помолчи!» - тот говорит. Фамусов затыкает уши, но это не помогает. Причем, начинает разговор со своим благодетелем Фамусовым с дерзости. На вопрос Чацкого: «Вы что-то невесёлы стали; Скажите, отчего?» - Фамусов отвечает:

«Ах! батюшка, нашел загадку:

   Не весел я!.. В мои лета

   Не можно же пускаться мне вприсядку!» - Чацкий дерзит:

   «Никто не приглашает вас».  - Фамусов позволяет ему это, поскольку, видимо, никогда не слышал от него добрых слов, хоть и заслужил их. Он относится к Чацкому, как к сыну.  Ведь он воспитывал его. Поэтому многое ему прощает. Чацкий продолжает:

   «Я только что спросил два слова

   Об Софье Павловне: быть может, нездорова?» - Фамусов, заподозрив что-то, спрашивает, не собирается ли тот жениться на Софье. И снова слышит дерзость в ответ:

«А вам на что?»

Появляется Скалозуб. Фамусов просит попридержать язык хотя бы при госте.

  Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:

   Известный человек, солидный,

   И знаков тьму отличья нахватал;

   Не по летам и чин завидный,

   Не нынче завтра генерал.

   Пожало-ста при нем веди себя скромненько...

   Эх! Александр Андреич, дурно, брат! – добавляет он, понимая, что Чацкий не удержится, обязательно наговорит лишнего.

         Чацкий долго терпит. Но затем не выдерживает и разражается знаменитым монологом «А судьи кто?» Сколько яда, сколько патетики! Заклеймил всех! И правильно заклеймил! Как можно выменять верного слугу на три борзых собаки! Продавать актеров и актрис! Он, Чацкий, не может служить под руководством таких людей, потому что не уважает их. Хотя мысль эта в то время, похоже, была не нова – в обществе зрели перемены, и об отмене крепостного права говорилось в определенных кругах, так что мысль эта вовсе и не Чацкого! Но умные люди знают, где можно говорить об этом, а где – не стоит. Чацкий же об этом не задумывается, ему думать не свойственно, ему лишь бы поговорить.

 И то, что у него не задалось продвижение по службе, это не оттого, что все начальники такие плохие, как описал их Чацкий. А оттого, что у Чацкого невозможный характер. Продолжая свой знаменитый монолог, он добирается и до армии. Там тоже все плохо:

 «Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

   Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

   Их слабодушие, рассудка нищету;

   И нам за ними в путь счастливый!

   И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!

  Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

  Теперь уж в это мне ребячество не впасть» - о чем говорят последние слова?  Неужели Чацкий служил в армии? С его-то характером! В армии необходимо соблюдать железную дисциплину.  А теперь представим Чацкого, который может только всех учить и делать замечания всем, не различая званий. Вряд ли он смог бы долго оставаться в армии. Но служить, видимо, пытался, и обида на армию осталась. Ведь там его тоже не оценили.

            Чацкий в своём монологе очень старается, клеймит всех и всё! Но выясняется в конце концов, что Скалозуб из этого монолога ничего не понял. Или сделал вид, что не понял. Фамусову это не интересно, он уже не раз просил Чацкого помолчать. Возникает вопрос, чего было так стараться? Кто в дураках? – Чацкий.

Говорит и говорит, говорит и говорит…  И мысли-то не его, просто он где-то их услышал от умных людей, и доносит до окружающих, пытаясь выдать за свои. Но умные люди знают, где и что можно говорить, а где лучше помолчать. В народе не зря говорят: «Слово - серебро, а молчание – золото».

Поэтому настоящий герой – безусловно, Молчалин. За что Чацкий его презирает? За то, что Молчалин из простой, небогатой семьи? Его так же, как и Чацкого, между прочим, взял к себе в дом добрейший Фамусов. Так что, положение у них было почти одинаковое. От Фамусова мы узнаем, кто же есть Молчалин:

  «Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

   Дал чин асессора  и взял в секретари;

   В Москву переведен через мое содейство;

   И будь не я, коптел бы ты в Твери».

Он позволяет себе напоминать Молчалину, что является его благодетелем. Попробовал бы он хоть намекнуть об этом Чацкому с его уязвленным самолюбием!

А Молчалин знает себе цену, поэтому позволяет Фамусову так себя вести, Молчалин понимает, что Фамусов постоянно напоминает о своих благодеяниях из-за того, что боится потерять такого ценного помощника, как он.

 

Продолжение на:

http://vbasyrovdola.ucoz.ru/index/natalija_gurova_quot_v_zashhitu_molchalina_quot_prodolzhenie_1/0-188