ПРОДОЛЖЕНИЕ
Но какие бы тяжкие и смутные времена не переживало Отечество, у истинного творца – будь это композитор, скульптор или художник, – в его горячем сердце всегда найдётся место для создания прекрасного, юного, вечного чувства – чувства восторга и любви перед красотой окружающего мира. Так и у поэта Владимира Шемшученко. Как требователен тогда поэт в выборе красок для своей художественной палитры, создавая удивительно яркие по образности картины природы во все времена года! Сколько здесь не заёмных образов, ярких, неожиданных метафор и сравнений, делающих стихи запоминающимися! Происходит просто какое-то чародейство в его душе со Словом, рождающим в ней неповторимую, самородную поэзию! Так и хочется, уважаемые читатели, процитировать вам прекрасные по мелодике и высокой художественной выразительности строки:
Апрельское утро грачами озвучено.
Уходит подлесок в туман не спеша.
Еще две недели, и скрипнет уключина,
И лодка пригладит вихры камыша.
Еще две недели, и синяя Ладога
Натешится вволю, подмяв берега.
И в небе проклюнется первая радуга,
И рыба пойдёт нереститься в луга.
И ветер с Невы – аж до самого Таллина! –
Молву донесёт… А пока среди льдин,
Как спящая женщина, дышит проталина
С лиловым цветком на высокой груди.
(Стих. из цикла «Времена года»)
Или вот еще пример необыкновенной, прекрасной поэзии, поднявшейся до недосягаемых высот:
Ветер нынче строптив, хамоват и развязен,
Вот и верь после этого календарю.
Я к нему паутинкой-строкою привязан,
Потому и стихами сейчас говорю.
Ветер ходит, где хочет, живёт, где придётся:
То стрелой пролетит, то совьётся в кольцо.
Окликаю его – он в ответ мне смеётся
И кленовые листья бросает в лицо.
Он стучит мне в окно без пятнадцати восемь,
Словно нет у него поважнее забот.
Он несёт на руках кареглазую осень
И листву превращает в ковёр-самолёт.
Он целует её, называет своею,
И ему аплодируют створки ворот…
Я стою на крыльце и, как школьник, робею,
И сказать не умею, и зависть берёт.
(Стих. «Август»)
Великолепны по богатству выразительных средств и красоте поэтического звучания его стихи о Родине. Примером сыновьего почитания своей отеческой земли служат стихотворения: «Родиной пахнет ковыль», «Не то чтобы нас пригласили...» и мн. др. Смирением и потаённой радостью наполнены строки последнего вышеназванного стихотворения, где поэт говорит о возвращении после долгих скитаний на Родину:
Не то чтобы нас пригласили –
Скорее наоборот.
Но мы приезжаем в Россию
Из всех суверенных широт.
Нам стало вдали одиноко
И сделалась участь горька.
И с Запада, и с Востока
Течёт человечья река.
Над мыслями нашими властвуй.
Пришли мы к тебе налегке…
Как сладко сказать тебе: «здравствуй!» –
На русском своём языке.
(Стих. из цикла «Родине»)
К таким же высокой пробы произведениям можно отнести и стихотворения: «Рождество», «Заревые июньские росы...», «Полыхнувший закат до полоски алеющей сужен» и др… Очень светло воспеты у Владимира Шемшученко в книге и любовь к матери и к своей возлюбленной, ставшей позднее женой и подарившей ему сына с дочкой. Об этом свидетельствуют множество стихотворений. Очарованием любви и непорочной страстью веет на нас от этих по-юношески исповедальных строк в цикле «Марине»:
Смахнул снежинки с тёмной шубы
И сразу понял – опоздал!
Тебя в обветренные губы
Мороз уже поцеловал.
Глаза в глаза и – задохнулся,
И растворился… И пропал…
Ненужным словом поперхнулся
И поражение признал.
Я снег! Лепи меня руками.
В азарте пальцы обжигай.
Взрывайся белыми стихами
И междометьями стегай.
И смейся. Смейся до упаду.
А вечер – бел. А ветер – тих.
Приму, как высшую награду,
Прикосновенье рук твоих.
Необычно трогательно звучат стихи о высокой любви и нежности у него и в цикле «Колыбельная для Марины», где поэт своим трепетным сердцем чутко прислушивается к дыханию своей любимой, боясь пропустить этот неповторимый миг:
Спи, родная, любимая… Я просыпаюсь.
Чтобы слушать, как ты тихо дышишь во сне.
Я гляжу на тебя и всегда удивляюсь,
Что не грезишься ты, богоданная, мне.
Мы с тобой, дорогая, счастливые люди –
Нам досталось сполна и воды, и огня.
Мы слились воедино – я знал, что так будет.
Если я оступлюсь, ты поддержишь меня.
И когда в небеса позовёт нас дорога…
Не хотел говорить, но сегодня скажу:
Если первым уйду – проводи до порога.
Если первой уйдёшь – я тебя провожу.
(Стих. «Спи, родная, любимая…»)
Какое здесь глубокое, библейское единение до самого смертного вздоха супружеской любви, предначертанной нам свыше! И это не бравада поэта перед читателем, а осмысленное жизнью и отвечающее канонам православной веры, убеждение человека.
И, как продолжение этой любви у поэта, по-особому нежно звучат его строки, посвящённые детям:
Спит дочурка, спит маленький сын.
Ночь звезду за звездой зажигает.
Разжигаю стихами камин.
Мне жена помогает.
(Стих. «Стало страшно читать и писать…»)
Окончание см. на следующей странице:
http://vbasyrovdola.ucoz.ru/index/vladimir_kornilov_okonchanie/0-394
О