КОНКУРС "ДОЛИ" — "Судьба человека"


Ольга ХОМИЧ-ЖУРАВЛЁВА (г. Анапа Краснодарского края,

Россия)

 

ПРОЩАЛЬНЫЙ БЛЮЗ

Музыкант

«Ялта – город грустных собак», – в который раз подумал музыкант, почти пропевая фразу, обойдя очередного пса со взглядом, полным безграничной печали, устремлённым в никуда. Собака с безучастным видом разлеглась посреди гранитной набережной, принимая случайные ласки протекающей мимо беззаботной толпы отдыхающих. Сгустился сумрак, вспыхнули витиеватые чугунные фонари, и к старинной величественной набережной, умытой прошедшим ливнем, выплыли на заработки музыканты и певцы разных мастей.

Начинал своеобразную галерею исполнителей живописный эксцентричный старик, который каждый вечер представал в новом амплуа. То он был одет в матросское одеяние, и тогда перед ним на небольшом столике лежали тельняшки и бескозырки на продажу; то он появлялся перед праздно гуляющей публикой в образе казака, и тогда на том же столике появлялись папахи, сувенирные шашки и прочие атрибуты соответствующего костюма. Неизменным оставался музыкальный центр, который выносил ему мужчина средних лет, и старик, врубив звук на полную громкость, слушал песни ушедшей молодости. Публика, проходя мимо, подпевала любимым с детства мелодиям, а некоторые даже пританцовывали. Время от времени к старику подходили люди пожилого возраста обоих полов и вели с ним долгие и весьма увлекательные разговоры «за жизнь».

Далее располагалась группа юных музыкантов с дредами на головах, в несуразных ярких многослойных одеждах – «дети природы» с блаженным выражением радости на истощённых сыроедением лицах, стуча в бубны, маракасы, перепевали знакомые мелодии, а также исполняли и свои вирши…

Квартет дам бальзаковского возраста и старше резко контрастировал с эпатажными представителями субкультуры. Расположившись полукругом возле массивного фонаря, они наполняли набережную звуками классической музыки – Вивальди, Брамсом, Моцартом, Бетховеном...

Задумчиво проходя мимо и вслушиваясь в академическую, лишённую непринуждённости игру «вольных художников», он предполагал, что дамы – преподаватели какой-нибудь музыкальной школы и так пытаются пополнить свой скудный бюджет, чем вызывали в его душе восхищение смелостью обычно чопорных музыкальных работников.

Далее, возле череды многочисленных скамеек, ежевечерне выступал сам «Александр Розенбаум». Ну, конечно, не сам… Неведомый ему исполнитель настолько точно имитировал голос знаменитого певца, что всегда неизменно собирал вокруг себя толпу восхищённых зрителей, сидящих на парапетах, скамейках и просто стоящих рядом с включенными видеокамерами смартфонов.

Но больше всего людей, в основном пожилых, собиралось на краю набережной, где заканчивалась череда скамеек. Мужчина в возрасте лихо играл на баяне музыку советских лет, и многие зрители, абсолютно не стесняясь, кружились в танце. Бабушки с бабушками, дедушки с дедушками танцевали парами, как во времена их далёкой юности, когда вальс был королём танцплощадок…

Ещё дальше за отелем «Ореанда» незабываемым нежным голосом пела девушка этнические славянские песни «Мельницы», конечно же, в надежде, что её услышит какой-нибудь продюсер из столицы, и вдруг она даже сможет прославиться…

Между «Розенбаумом» и лихим баянистом находилось и его рабочее место, которое он делил с ещё одной группой «растаманов», играющих на инструментах «музыку сфер». Ребята напоминали ему о мятежной юности, метания по модным подвальным тусовкам, где представители андеграунда – патлатые рок-музыканты лупили по музыкальным инструментам, бились лбами о стены и соревновались, кто круче, экспериментируя в извлечении звуков из аппаратуры и собственного горла…

Мда, мейнстрим остался в далёкой юности. Музыкант усмехнулся своим воспоминаниям, допил остатки кофе и выбросил пластиковый стаканчик в чугунную мусорную корзину.

Молодые музыканты завершили какофонию звуков, запаковали инструменты в чехлы и, с дружелюбными улыбками кивнув ему «будь!», побрели по набережной, подсчитывая скудный заработок.

Колонки, штатив с микрофоном были установлены и ждали своего часа. Музыкант бережно достал из чехла саксофон, включил фоновую «минусовку», и полилась нежная мелодия, мягко обволакивая многочисленных посетителей вечерней набережной – праздно гуляющих, сидящих на лавочках и парапетах.

Курортный город, ещё недавно испепелённый летним солнцем, оглушённый криками детей, шумом экспрессивных отдыхающих, теперь, словно после громогласного шторма, наполнился ласковыми волнами степенной, размеренно шествующей публики бархатного сезона, среди которой даже дети были преисполнены ощущением прикосновения к торжественности момента – к осеннему трепету старинного города, к величественному спокойствию монументальной набережной, к самой истории. Оно и понятно: купальный сезон окончен, и теперь туристы со всего мира посещают многочисленные исторические дворцы, памятники и древние поселения, высеченные прямо в горах Крыма…

Он открыл глаза. За вступительным блюзом следовало сыграть что-то энергичное, но не слишком, чтобы не испугать «бархатную» публику, которая уже начала устраиваться на ближайших скамейках. Он не любил повторять репертуар, замечая, что многие приходят из вечера в вечер послушать звучание его саксофона. Ну, уж чего-чего, а композиций в его багаже была тьма, в том числе и собственного сочинения.

Раньше его звали Денис Сергеевич, для близких – просто Дэн. Теперь ему казалось, что он возник из небытия, и сибирский город, любимая девушка, с которой он прожил несколько лет, и Новосибирская филармония, которой он отдал двадцать лет своей жизни, были чистейшим вымыслом, мифом, зачем-то засевшим в его мозгу.

«Прошлого нет и будущего нет. Есть только настоящее. Здесь и сейчас. Надо наслаждаться жизнью! Надо жить здесь и сейчас, Дэник!» – звучал, выныривая из небытия, голос Кэт, любимой Катеньки, когда в соцсетях он увидел её свадебные фото – она, хрупкая и такая родная, рядом с толстым лысым пижоном, конечно же, в отличие от него – богатым. На многочисленных фото новоиспечённые молодожёны стояли то возле чёрного внедорожника-«катафалка», то во дворце родителей гораздо более удачливого соперника, то на фоне громадных пальм какого-то роскошного экваториального побережья…

«У меня тоже будет своё настоящее», – со злостью и мстительным отчаянием думал он, стоя в тамбуре поезда, уносящего его на край света. Краем света оказалась Ялта. Он снял маленькую комнату, пахнущую сыростью и старыми вещами, в частном домике где-то на вершине города, откуда до моря, по словам хозяйки жилья, рукой подать – всего чуть больше двух километров вниз по петляющим крутым улочкам. Чтобы как-то жить, устроился на работу в торговый склад мебели водителем автопогрузчика. А по вечерам играл на саксофоне, еле-еле сводя концы с концами. Со временем он начал привыкать к полунищенскому существованию. Начинала подступать мысль, что будущего у него уже, скорее всего, и не будет…

* * *

Этот блюз, как и многие другие, он сочинил сам. Но всё же блюз был особенным – музыка неожиданно возникла, зазвучала, завибрировала в голове, когда он узнал, что больше не любим… Да и был ли любим вообще…

Он вложил в исполнение блюза всю свою безысходную грусть, всё то горе от ощущения безнадёжности разлуки и потери любви… не смог… не удержал…

Неожиданно к мелодии саксофона присоединился вой собаки. Прямо перед музыкантом сидел пёс и самозабвенно завывал в унисон музыке. На секунды пёс замирал, глядя в глаза саксофониста, и затем вновь принимался выводить рулады, вторя саксофону, к несказанному удивлению публики попадая в звучание.

Собралась огромная толпа любопытствующих. У многих блестели на глазах слёзы. А когда оба голоса логически оборвались, зрители засвистели, зарукоплескали, крича: «Браво! Ай да певец!» Собака смутилась и бросилась прочь. Убежав на некоторое расстояние, побродив по набережной среди праздной публики, пёс снова вернулся к играющему саксофонисту и лёг рядом.

– Ваша собака ещё споёт что-нибудь? – наперебой спрашивали музыканта, едва композиция окончилась.

Музыкант посмотрел на пса, тот поднял голову и многозначительно мигнул в знак одобрения. Впервые за долгое время бродяжничества пёс дал волю голосу…

 

Полностью, скачав с сервера, читайте на

http://vbasyrovdola.ucoz.ru/load/olga_khomich_zhuravljova/1-1-0-30

(См. в левом верхнем углу "Скачать с сервера")