КОНКУРС "ДОЛИ" — "Судьба человека"

Дмитрий ВОЩИНИН (г. Москва, Россия)

ХУДОЖНИК

(повесть-эссе)

В Воронцовском дворце Крыма поражает божественно проникновенный свет картины «Христос в Гефсиманском саду». При соприкосновении со страницами жизни художника предстает яркая самостоятельно реализованная неповторимая личность, будто неотделимая от вероятной задумки Творца. Рожденный с этим промыслом Божьим живописец Архип Иванович Куинджи, порой не осознавая, направлял все свои стремления внутреннему зову — понять, пропитаться и реализовать себя в задуманном. Оказалось, что для этого нужно лишь чувствовать себя независимым в жизни, ощущать благородную божественную силу и в полной мере словно музыкой наслаждаться световой палитрой преображения природы. Рядом с ним становится ближе и понятнее безгранично емкое слово — любовь.

Немало осталось странных, противоречивых и на первый взгляд не совсем понятных историй о необычайно целеустремленном, самобытном и неповторимом художнике Куинджи, для которого главной чертой была непосредственность восприятия окружающей жизни, творческий поиске истинных красок и едва приметных тонов созерцания света.

Автор повести надеется, что для читателя этот живописец станет примером независимого и талантливого человека, в полноте любви ко всему, что его окружало. В своих поступках и художественных образах он был по-настоящему новатором, и несмотря на отсутствие систематического образования традиционной школы живописи, остался самородком-победителем и неповторимым примером для своих учеников. Можно набраться смелости в предположении, что многие его черты действительно будто сотворены «по образу и подобию».

 

Часть первая

Глава первая — Поиск пути.

Иван Константинович в хорошем настроении вышел на балкон своего нового и со вкусом обустроенного дома. Каждая комната, включая приемную, покои, выставочный зал и мастерскую в форме просторной студии были лично продуманы молодым хозяином.

Как всегда, перед тем, как подняться в мастерскую он через открытое окно любовался свежим утром и бухтами морского берега. Яркое солнце и прозрачно-голубое небо нежно разделяло горизонт и меняющийся морской пейзаж.

В душе сорокалетнего полного сил Айвазовского было спокойно. Уже написаны известные всему миру картины «Чесменский бой» и «Девятый вал», многое задуманное приятно будоражило кровь и воодушевляло творческие силы.

Феодосия, где он родился, всегда казалась ему колыбелью жизни. После учебы, работы в Петербурге и заграничной жизни его нестерпимо потянуло именно сюда.

Жена была категорически против, но он после долгих переживаний все-таки покинул величавую столицу. Это стало размолвкой со второй половиной, но Иван Константинович был непреклонен и родной город принял и сделал все, чтобы в свою очередь прославить его. Дочь Елена последовала за отцом и тоже ощущала радость жизни в Феодосии.

В этот день к нему на прием пришел необычный посетитель — юноша, желающий учиться у него живописи. Это обстоятельство не очень волновало именитого художника, но интерес к пытливой юности всегда привлекает творческого человека. Он дал согласие и забыл об этом, но именно в этот момент в просторном зале приемов он увидел незнакомую фигуру. Иван Константинович подошел ближе.

Плотный молодой человек лет 14-ти неуверенно смотрел на него, то и дело поглядывая на пол. Он выглядел немного растерянным в помятой рубахе, цветастом жилете, клетчатых пузырящихся на коленях панталонах и соломенной шляпе. Иван Константинович заметил, что парня больше всего выводил из равновесия именно этот просторный дом с разноцветным паркетом. Юноша смущенно двинулся вперед и вдруг устремил на художника свой проникновенный взгляд.

На Ивана Константиновича смотрели ясные, скромные глаза с едва заметной искоркой пытливости. Выразительное южное лицо с правильными чертами и темными глазами, рыжеватая шапка волос придавали наружности оттенок необычной мужской красоты. Что-то было в нем упрямое и смелое. Хозяин благосклонно предложил сесть:

— Слушаю вас, молодой человек, — с улыбкой произнес он, жестом показывая на изящный стол и два резных стула.

Юноша напряженно сел напротив хозяина и, будто отвлекшись от окружающего, взахлеб забормотал:

— Я восхищен вашими работами и хочу учиться у вас…Готов растирать вам краски, готовить подрамники…

Иван Константинович вновь оглядел парня, напор и самоотверженность необычно завораживала.

— Почему именно у меня вы хотите учиться?

— Ваши картины бесподобны. Цвет вашего моря меня заколдовал…я тоже хочу найти свой свет к морскому пейзажу.

Иван Константинович уже несколько ревниво взглянул на собеседника и задумался:

— А почему бы вам не поступить в Академию?

— У меня нет таких средств…Позвольте мне приходить к вам в мастерскую…

— А у вас есть собственные работы?

— Да, конечно.

— Мне хотелось бы посмотреть…

— Я постеснялся взять с собой, но могу принести, — залился юноша пунцовой краской.

— А как вас зовут, молодой человек?

— Архип Куинджи, — опустил он голову.

— Передайте ваши работы моей дочери… Елене.

— Хорошо.

— Я ознакомлюсь и сообщу вам, — завершая разговор, поднялся Иван Константинович.

Рисунки и акварели посетителя показались Ивану Константиновичу детской мазней. Он попросил дочь вернуть работы и посоветовать юноше поприсутствовать на сеансах у одного из своих учеников Адольфа Фесслера, занимающегося написанием копий работ художника.

Архип два месяца жил под навесом во дворе дома. В мастерскую самого Айвазовского его не пускали. Его обучение почти не проводилось и свелось к нескольким советам по рисунку и пластике выражения образа. В конце «обучения» он все-таки пробился на аудиенцию к мэтру. В этот момент с ним была и его дочь.

— Я благодарен вам, учитель за пребывание у вас и хотел бы напоследок что-то сделать полезного, — застенчиво произнес юноша.

— Вам, молодой человек, я, пожалуй, доверил бы покрасить забор нашего дома, — с улыбкой глядя на смеющуюся Елену, то ли серьезно, то ли с насмешкой, произнес Иван Константинович.

Нарочитый смех молодой женщины был особенно неприятен, но Архип выдал свою обиду лишь пунцовой краской лица.

Хорошо, я постараюсь подобрать цвет, — опустил он глаза.

— Вот и отлично, — как обычно закончил он разговор, вставая и направляясь в мастерскую.

Забор молодой человек покрасил в яркий цвет. Оценку результата этой работы у хозяев он не дождался и поехал домой. Юноша понял, что надо развивать самому свои способности, несмотря ни на что.

«Я никогда не буду с такой насмешкой относиться к ученикам, даже самым посредственным…» — в молчании трепетала его истерзанная душа.

В Феодосию Архип пришел пешком, а уезжал в родной Мариуполь телегой, на которую посадил его жалостливый возвращающийся с ярмарки крестьянин.

Старая скрипучая телега медленно отдаляла его от так ранее влекущего места. Натужное монотонное движение усталой лошади казалось почти невозможным по глубокой колее разбитой дороги. Своим размеренным спокойствием старая повозка наводила на раздумья, давая проявлению нахлынувшим чувствам:

«Все равно уверен, что существует более яркое наполнение для этой бескрайней красоты ...»

Осенние облака изредка пропускали на землю теплые солнечные лучи, обнажая яркие окружающиеся пейзажи, наполненные высокими кипарисами, могучими платанами и развесистыми соснами среди горного ландшафта. Дорога приближалась к небольшому проему между скалами. За ними море должно было скрыться из поля зрения. Прилив неожиданных эмоций перед прощанием с этим ставшим ему родным краем проснулся в душе юноши:

«Когда пойму эту игру света, буду писать южное море…».

 

Глава вторая — Любовь, как провидение.

Неудачи в поиске навыков художественного выражения не уменьшили желания Архипа быть причастным к живописи. В своих художественных исканиях он долгое время был под влиянием Ивана Айвазовского. Юноша много работал над выбором своих тонов, настойчиво продолжая поиски новых методов отображения света.

Родившись в бедной семье, Архип рано лишился родителей, мальчик жил в большой нищете. Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем в городской школе. Ему приходилось много трудиться. Любовь к живописи у него была с детства, он постоянно рисовал и его вовсе не смущало где. В «дело» шли клочки бумаги, использованные записи, обрывки газет, журналов, иногда в пылу вдохновения его наброски появлялись на стенах подворотен, сараев. Работая на постройке церкви, Архип в возрасте 11 лет устроил первую персональную выставку на изрисованных документах приема материалов. Хозяева не возражали и даже приглашали «на вернисаж» соседей. Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. С тех пор все жители поселка раскланивались с парнишкой, как со знаменитостью. Уже в зрелые годы Архип Иванович говорил: «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом».Позднее мальчик служил у хлеботорговца, который заметил увлечение Архипа к рисованию и, дав немного денег на дорогу, посоветовал обратиться для серьезного обучения к знаменитому живописцу Айвазовскому.

Вернувшись из Феодосии в Мариуполь, юноша поступил ретушером на работу в фотостудию.

Однажды в солнечный день Архип шел по улице родного города в толпе прохожих и вдруг увидел совсем молоденькую девушку с яркими глазами и вишневыми губами. Она шла молча и думала о чем-то. Юноша сразу забыл обо всем и растерянно остановился посреди улицы. Окружающие, проходя мимо, смотрели с улыбкой на него и молодую красавицу, которая тоже невольно бросила на него взгляд. Молодой человек показался ей странным и смешным. Его завороженный взгляд, рыжие густые волосы, словно лучи солнца растворяли духоту жаркого дня, и она тоже остановилась, глядя на необычного бедолагу.

Его пестрая рубаха, прожженная солнцем соломенная шляпа и парусиновые штаны, вовсе не подчеркивали его бедность, напротив они вместе с доверчивым взглядом привлекали ее своими неожиданными радужными цветами.

— Вы развлекли всех, в том числе и меня, — промолвила она, нежно улыбаясь.

От этой улыбки Архип потерял речь, и девушка хотела уже идти дальше.

— Можно я напишу ваш портрет? — напрягаясь, почти крикнул Архип ей вслед.

—Так вы художник? — остановилась она.

—Да, — твердо произнес он.

— Почему вам захотелось нарисовать мой портрет?

Архип немного потупился, но потом заговорил:

— Дело в том, что я чувствую, будто бы сверху, — юноша опять замолчал и девушка вновь посмотрела ему в глаза.

— Сверху?

— Вот-вот, когда я увидел вас, что-то во мне подвинулось ближе к свету…

— Интересно, — зажглись глаза девушки.

— Свет исходит от вас, неведомый, заставляющий восхищаться новому…

— В таком случае я не могу вам отказать, — посмотрела она на него своими открытыми глазами, — Приходите к нам…

— А где вы живете? — тихо спросил юноша, не замечая, что добротно и со вкусом одетая девушка была явно не из его круга.

— Вы можете пойти со мной сейчас, — опять сверкнули ее глаза.

— Я готов, — уже твердо произнес он.

Он шел за ней, не замечая ничего вокруг, словно сама истина вела его по этой дороге.

— Как вас зовут? — лишь последовал вопрос.

— Вера, — спокойно ответила она.

— Я так и думал, — прошептал он.

Несколько фраз молодого человека сразу расположили к нему девушку. Он говорил о рисовании и красках словно о музыке, которой она увлеченно занималась. Ей показалось, что она нашла в нем родственную душу. Войдя в большой просторный дом, она сразу повела его в свою комнату. Он продолжал заворожено смотреть на нее.

Вера протянула юноше лист картона и опустила глаза. Архип взял карандаш и, не раздумывая, начал быстро рисовать. Девушка видела, что он забылся в своем поиске образа и что-то высшее явно руководило им. Она была участлива к искусству, но никогда не видела что-либо подобное в своей жизни. Часто в доме она наблюдала многих весьма незаурядных молодых людей и даже энергичных смелых и упорных. Это были друзья и сподвижники отца, которые делали ей комплименты и не скрывали желания понравиться. Ее братья были также увлечены музыкой и влюблены в театр. Но сейчас в ней проснулось что-то бесподобное и она лихорадочно думала об этом.

Перед ней был человек небольшого роста, плечистый; его большая красивая голова, с яркой шапкой длинных волнистых волос, карими блестящими глазами, походила на голову Зевса. И эта необыкновенная внешность удивительна влекла ее к молодому человеку.

Молчаливое общение длилось не долго и девушку позвали родители. Они договорились продолжить сеанс рисования назавтра.

Архип пришел на следующий день с таким же настойчивым и целеустремленным взглядом. Он разговорился, рассказал о своем желании стать знаменитом художником, творцом новых идей в живописи.

И Вера сразу поверила этим настойчивым и одновременно кротким глазам. Так началась их дружба. Они говорили не только о живописи, но и о жизни, взаимные чувства проявились почти сразу. Она играла ему свои любимые мелодии на фортепьяно, а он сидел молча и доверительно смотрел на нее.

Отец заметил необычное влечение дочери к бедному юноше и при случае сказал:

— Уж не собралась ли ты за него замуж?

Вера отмолчалась, но через некоторое время твердо заявила родителям:

— Либо я стану женой Архипа, либо уйду в монастырь.

Для родителей пылкой девушки это было потрясением, но они не решились неволить любимую дочь.

Отец, состоятельный купец, мечтавший отдать ее за богатого человека, решил предложить определенное испытание для молодого юноши — заработать 100 рублей золотом и тем доказать умение добывать деньги. Архип доброжелательно и с пониманием отнесся к этому и поехал для заработка в Одессу, потом в Таганрог и пешком с обозом дошел до Петербурга. Он с большим воодушевлением много трудился, не забывая о рисовании. В результате кропотливого труда и лишений Архип заработал эти деньги и победно явился к отцу своей возлюбленной.

Но родители выдвинули новое требование и были непреклонны — для получения руки дочери ему надо заработать значительно больше, сделать себе имя и состояние.

И это не сломило Архипа Куинджи, и он, продолжая учиться и работать, решил ехать снова в Петербург и поступить в Академию художеств. В столице он продолжал работать, жил впроголодь, с большим трудом стал вольнослушателем академии, написал несколько значимых картин и привлек к себе внимание маститых художников. Вдали от родного города ему часто приходил в сознании образ Веры, влечение к ней придавало ему силы и неистребимую уверенность в будущем успехе. Его всегда вдохновляли ее слова: «Я люблю вас и буду ждать».

Он часто писал Вере письма, рассказывал о своей жизни, которая, несмотря на трудности, всегда была наполнена уверенностью, что он станет большим художником и рядом обязательно будет она — его любимая девушка.

Вера не оставляла без ответа его послания с добрыми пожеланиями, нисколько не сомневаясь в его таланте, ждала его, не теряя надежды на счастливый брак.

Однажды Вера упросила отца взять ее с собой в Петербург. Они встретились, и Архип повел ее на выставку передвижников. Она видела, как много у него друзей художников. Они много говорили о живописи, и она сразу обратила внимание, что многие прислушивались к мнению ее жениха и внутренне ощущала небывалую радость за Архипа.

Он приезжал в родной город, писал много с натуры в окрестностях Мариуполя. Вера в это время бросала свои дела, брала корзинку с едой и сидела рядом почти целый день, порой не пропуская и заката. Она нисколько не уставала при этом, ее не напрягало его длительное молчание при работе. Но мимоходом рассказывала все свои впечатления о жизни дома и последние новости города. Он слушал и часто расплывался в улыбке. Ее присутствие нисколько не отвлекало молодого художника от пейзажа, напротив, по ее взгляду он глубже чувствовал тонкие и едва заметные смены дыхания природы. Они вместе не замечали времени и с полуслова понимали друг друга. Архип бывал в доме Веры уже на правах жениха. Родители постепенно смирились с решением дочери, так как имя Архипа Куинджи в качестве художника появилось уже в местной прессе.

Через 12 лет после их первой встречи, когда Архипу Куинджи было 33 года, свадьба состоялась. Отец невесты не поскупился и закатил шумную свадьбу, о которой говорил весь город. После венчания Архип Иванович написал портрет жены, лицо которой светилось нескрываемой любовью. Счастливый муж, уже довольно известный художник с того времени творил один шедевр за другим.

Несмотря на то, что Куинджи получил неплохое состояние в приданое и сам продавал за большие деньги свои талантливые живописные работы, жили супруги скромно, отказались от роскоши и всю свою жизнь занимались благотворительностью.

В свадебное путешествие они поехали на остров Валаам. Пароход едва не затонул во время плавания, напоровшись в шторм на крупный подводный камень. Они вместе с пассажирами прямо с высокого борта прыгали в спасательные шлюпки. Счастливые супруги после спасения пришли к мысли, что это не случайно и сочли происшедшее вещим провидением.

«Господь сохранил наши жизни для того, чтобы все свои силы в дальнейшем мы направляли на благие дела» — решили они радостно вместе и не сожалели об этом всю свою жизнь.

Куинджи с ведома и благоволения жены помогал коллегам и своим ученикам, когда стал преподавателем Академии художеств, по любым просьбам отправлял деньги неимущим и больным.

Архип Иванович был прекрасным мужем и очень любил раскованную домашнюю обстановку, где они с женой принимали друзей и своих учеников. По свидетельству гостей они устраивали семейные концерты, где Вера Леонтьевна музицировала на фортепьяно, а ее супруг вторил на скрипке. Свидетельством прекрасных отношений и доброжелательной обстановки в семье осталась знаменитая скатерть, вышитая хозяйкой по оставленным подписям посетителей дома.

Вся жизнь супругов показала, что они созданы друг для друга. Когда Архип Иванович уезжал надолго из дома, он всегда вспоминал очень модный тогда романс своего ровесника Чайковского, видя яркие глаза своей любимой:

Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

Вера Леонтьевна стала верной спутницей и помощницей художника. Характерно, что в их доме не было прислуги. Архип Иванович с удовольствием выполнял простые хозяйственные работы по дому. Его жена равнодушная к бриллиантам и нарядам, сама стирала, мыла посуду, готовила и убирала. На вопросы знакомых, почему она — прекрасная пианистка не бережет руки, отвечала, что «заниматься хозяйством вовсе не означает калечить руки». В душе она немного жалела только об одном, что в семье не было детей.

Полностью произведение можно прочесть на http://vbasyrovdola.ucoz.ru/load/dmitrij_voshhinin_khudozhnik/1-1-0-35

Жмите на "Скачать с сервера"