Чтобы помнили...
БОГОМ ДАННЫЙ УКРАИНЕ
22 июля после тяжёлой продолжительной болезни ушёл из жизни великий артист Богдан Сильвестрович Ступка
Богдан Ступка.
Это имя является синонимом достоинства и интеллигентности, символом духовности и культуры Украины. Это был аристократ духа, наделённый мощью актёрского и человеческого таланта.
С такой личностью нас сводит судьба, если к нам благоволит.
Мне повезло шестнадцать лет быть знакомой с этим Великим Артистом и Прекрасным Человеком, сотрудничать с ним, писать о нём в газетах, журналах и книгах.
А началось всё в 1978 году, когда на Дальнем Востоке мне довелось увидеть Богдана Ступку в фильме о гражданской войне «Право на любовь», где он сыграл антипода главного героя. Но этот враг обладал таким негативным обаянием, что я навсегда влюбилась и в актёра, и в его героя.
И когда в 1996 году по моей просьбе нас познакомил режиссёр украинского кино, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Олег Бийма, в телесериалах которого «Западня», «Преступление со многими неизвестными» и других фильмах блестяще сыграл Богдан Ступка, я сразу же завела разговор с актёром об этом негативном обаянии.
- Понимаете, - сказал Богдан Сильвестрович, - я никогда не мог играть советских голубоглазых героев. Нигде в мире не снимали кино так, как у нас: позитивные герои были целиком и полностью позитивными, а негативные – полностью негативными. А жизнь – сложная штука, и человек по натуре своей очень сложный, в нём много всего намешано, разные краски. И негативные герои значительно интереснее. Я мог это играть, я это любил, это – настоящая жизнь! Когда сняли фильм «Белая птица с чёрной отметиной», несмотря даже на Гран-при, с одной стороны, нам кричали «Ура!», а с другой – били. Очень уж это было не похоже на всё то, что снимали раньше. Впервые была открыта историческая завеса, фильм рассказывал о хлопцах из УПА, которые боролись за свою Родину. И в образе моего героя Ореста впервые в советском кинематографе була показана трагедия человека.
Мы встретились тогда в театре имени Ивана Франко, в гримёрке Богдана Ступки. Я была очень довольна этим удачным интервью. И только позднее Олег Бийма сказал мне, что договаривался с Богданом Сильвестровичем на пятнадцать минут – именно столько времени мог уделить занятый артист на интервью с журналисткой из провинции. А проговорили три часа!. И я оценила и человечность, и деликатность, и интеллигентность Богдана Ступки.
Много раз прослушивала я то первое интервью з Богданом Ступкой и каждый раз находила всё новые и новые необычайно важные его мысли и взгляды на театральную жизнь, кино, культуру, на состояние духовности в современной Украине. Я работала тогда в Севастопольской государственной телерадиокомпании и сделала несколько радиопередач о Богдане Ступке из цикла «Твои таланты, Украина!», получив множество откликов радиослушателей, напечатала очерки о Богдане Ступке в газетах.
В начале 2000 года Богдан Ступка был назначен министром культуры и искусства Украины. И привёз театр имени Ивана Франко на гастроли в Севастополь. Никакого непонимания на языковой почве не случилось: гастроли франковцев в русскоязычном Севастополе прошли с сумасшедшим успехом! Стало уже доброй традицией: каждые два года франковцы дарят севастопольцам своё высокое искусство. После каждого спектакля зал всегда по десять минут не отпускает артистов со сцены аплодисментами, возгласами «Браво!», «Молодцы!..» Да, все актёры играют чудесно, но то, что делал на сцене (особенно в спектакле «Тевье-Тевель») актёр безграничного диапазона Богдан Ступка, – это фантастика! Словами это не передать, нужно было прийти и увидеть своими глазами, как он ходит, как говорит, как танцует, как разговаривает с Богом. И, наконец, как удивительно он молчит! Просто стоит на краю сцены и молча смотрит в зал – а зрители плачут!!!
С 2001 года Богдан Ступка стал художественным руководителем Национального академического драматического театра имени Франко. Франковцы привозили к нам много исторических драм, мюзиклов, комедий. Среди спектаклей, в которых играл Богдан Ступка, - «Энеида», «Царь Эдип», «Тевье-Тевель», «Украденное счастье», «Легенда о Фаусте», «Лев и Львица».
Человечность, деликатность, интеллигентность. Этими качествами, присущими ему самому, Ступка наделял и своих героев. Когда у героя есть внутренний конфликт, он становится интересен и на сцене, и на экране. Если этого нет, тогда и играть нечего. Но главное, утверждал Ступка, чтобы у человека в жизни, а у героя на сцене был Бог в душе. Не будь этого – и «Тевье-Тевель» превратился бы в рассказ о ничем не примечательном продавце молока из маленького еврейского местечка, «Царь Эдип» остался бы щекочущим любопытство жареным фактом о сожительстве матери с сыном, а «Украденное счастье» - тривиальной мелодрамой. А эти спектакли, исполненные высокой философии, много лет не сходили со сцены театра имени Франко, о них говорили, писали, спорили, их знает отечественный и зарубежный зритель.
- Почему эти роли у меня получились? – размышлял Богдан Ступка в одной из наших бесед. – Я думаю, потому, что там есть постоянный разговор с Богом, обращение к Богу у каждого из этих моих персонажей. А я – человек верующий, хотя мы все долго прикидывались, что не верим в Бога.
- Вы – истинно верующий? Ходите в храм? – спросила я его тогда.
- Гораздо важнее, чем ежедневно ходить в храм, иметь Бога в сердце, - ответил он. - Иначе ничего не сделаешь на этой Земле!
Кого он только ни играл в театре и кино: был царём Эдипом и королём Лиром, гетманом Хмельницким и гетманом Мазепой, Мастером и Брежневым, Генералом и Стариком, Воином УПА и Следователем, Олигархом и Молочником...
И, наконец, Тарас Бульба! Фильм Владимира Бортко снят с размахом: тысяча человек массовки, сто пятьдесят лошадей, сто каскадёров. Но в том, что он стал явлением в кинематографе, заслуга актёров – и, в первую очередь, несравненного Богдана Ступки, о котором режиссёр отозвался как о необычайно талантливом актёре и мудром человеке.
- Ступка идеально подошёл на роль Тараса Бульбы, - сказал журналистам Владимир Бортко. – Считаю, что он родился для роли Тараса.
- Настоящее искусство, - утверждал Богдан Ступка, - всегда направлено на человеческую душу. Оно – сама душа. Правда, оно должно быть истинно высоким искусством.
Вдохновлённая высоким искусством Богдана Ступки, я написала стихотворение и с большим уважением, от чистого сердца посвятила его Артисту, которого любят миллионы!
На нём – то рубище, то блёстки.
Сегодня – шут, вчера – король.
Но роль любая на подмостках -
Его единственная роль,
Которая других дороже.
Когда давала шанс судьба,
Он примерял не платье – кожу
Вождя, патриция, раба.
Он был героем тем воочью,
Живя, казалось, без затей.
И не швырял со сцены клочья
Преувеличенных страстей.
Он Мастер был, купец, заводчик,
Селянин – пахоту торил,
И с залом он – еврей-молочник –
Исповедально говорил.
Он благодарен был герою,
Исчерпывая роль до дна.
И, потрясённая игрою,
Взрывалась громом тишина.
Парил, действительность отринув,
По грани вымысла скользя.
И с завистью дышали в спину
Враги, соперники, друзья!
Да, жизнь – театр.
А в ней – то блёстки,
То рубище, то вверх, то вниз!..
И вновь выходит на подмостки
Его Величество Артист.
Наше сотрудничество продолжалось. Каждый раз, приезжая в Севастополь, Богдан Сильвестрович находил время для того, чтобы мы встретились, пообщались, записали новое интервью. Меньше всего он рассказывал о себе. Всегда – о театральных удачах, о новых спектаклях, об ожидании открытия камерной сцены... Новостей всегда было много.
В 2006 году в Севастополе открылся Первый кинофестиваль «Остров Крым», президентом которого два года был Богдан Ступка. К сожалению, фестиваль сначала изменил название, затем – статус, а потом и вообще сошёл на нет. Но в 2006 году Богдан Ступка называл его первой ласточкой, верил в то, что это – великолепная перспектива, которая облагородит Севастополь и будет работать на его будущее.
У Богдана Ступки было две любви – театр и кино. Международное признание он получил не только на театральной ниве, а и на кинематографической. Его сравнивали с Робертом де Ниро и с Аль Пачино. Встречался ли он с ними, поинтересовалась я однажды.
- Нет, я с ними незнаком. Но я знаком с Джеком Николсоном, - сказал Богдан Сильвестрович. – Он приезжал на Московский кинофестиваль, где ему вручили Международную премию имени Станиславского. Мы познакомились. Хороший человек и актёр замечательный!
Кстати, Международную театральную премию имени Станиславского Богдан Ступка получил в 1996 году, Джек Николсон – в 2001-м, а Жерар Депардье – в 2006-м. Как говорится, комментарии излишни!
Он часто снимался в украинских, российских, польских фильмах, имел много кинопризов и кинопремий: так, на ХХY1 Московском международном кинофестивале за роль Старика в фильме «Свои» он получил приз в номинации «Лучший артист». Имел премию Российской киноакадемии кинокритиков и кинопрессы «Золотой овен», «Золотой орёл» - за роль Генерала Серова в фильме «Водитель для Веры», «Нику» - за фильм «Свои», «Триумф» - за выдающиеся достижения в искусстве. Кстати, часть денег, прилагающихся к премии «Триумф», он истратил на учёбу студентов своей творческой мастерской при театре имени Франко.
- Богдан Сильвестрович! – спросила я его тогда. – Столько всего: театр, кино, сериалы, фестивали, сейчас – студенты... Как вы выдерживаете такую жизнь?..
- Тяжело, но что поделаешь? – ответил он. – Надо работать. Мне Бог не простит, если я не передам свой опыт. Не имеет значения, сколько человек из них станут актёрами, но это будет будущее нашей сцены: настоящие украинские артисты!
В 2011 году, во время гастролей в Севастополе, восемь вчерашних студентов уже были артистами театра имени Франко.
Время летит быстро. В прошлом году Богдану Сильвестровичу Ступке исполнилось семьдесят лет. На свой юбилей он пригласил в Киев из Севастополя художественного руководителя Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского Владимира Магара и меня. Это была большая честь! На юбилее были гости из стран Европы, из России, Грузии, разных городов Украины. И я получила удивительные впечатления от атмосферы большого праздника, искреннего, щедрого общения знакомых и незнакомых людей, прекрасного концерта и большого уважения и внимания к каждого гостю от юбиляра – народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Т.Шевченко, Международной театральной премии имени К.Станиславского, академика Академии искусств Украины, художественного руководителя Национального академического драматического театра имени Ивана Франко, Героя Украины Богдана Сильвестровича Ступки.
22 июля у меня дома зазвонил телефон. Я сняла трубку и услышала ужасную весть: Богдан Сильвестрович Ступка ушёл из жизни. О том, что последние полтора года он болел, знала от него. Знала, что болезнь смертельно опасна. Но, как и все, надеялась, что он обязательно, обязательно переборет её и выздоровеет. Иначе просто не могло быть!..
Но судьба оказалась безжалостной к нему!..
И это стало настоящим шоком и большим горем!
Это неповторимая утрата не только для любимой жены Ларисы Семёновны, которую Богдан Сильвестрович называл своим талисманом, не только для сына Остапа Богдановича, внуков Дмитрия, Устиньи и маленького Богданчика – миллионы зрителей из всех уголков мира потеряли Гениального Артиста мирового уровня, Богом данного Украине, Неординарную Творческую Личность, Настоящего Человека с большой буквы, который любил жизнь, театр, помогал людям, беззаветно служил искусству, растил творческую смену...
Люди идут и идут к театру имени Франко, кладут цветы к портрету Богдана Ступки, ставят лампадки.
В Киеве после долгой жары вчера шёл дождь. Природа плачет...
ТАМАРА ГОРДИЕНКО,
член Национального Союза писателей Украины
Севастополь,
23 июля 2012 года